В кряшенском, чувашском и марийском селах Мензелинского района провели мероприятия, приуроченные празднованию Пасхи.
В кряшенском селе Нижние Юшады около 30 детей ходили по домам со словами «Христос терелеб торган» и собирали праздничные яйца, поднимали всем настроение. Далее в центре села сотрудники сельского клуба организовали народные гуляния «Веселится народ — праздник Пасхи у ворот». Дети участвовали в веселых играх, пели песни. Каждый из них получил подарки от спонсоров праздника и разукрашенные пасхальные яйца.
В деревне Каран-Азиково, где проживают представили чувашского народа, Пасху называют Манкун («Великий день») — праздник встречи весеннего нового года по древнечувашскому календарю. В каждом доме в этот день также красили яйца, готовили «чǎкǎт», пекли пироги, которыми угощали детей.
«При входе в дом первой стараются пропускать девочку, потому что считается, что если первый вошедший в дом человек женского пола, то и у скотины больше будет тёлочек, ярочек. Первой вошедшей девочке дают крашеное яйцо сажают на подушку, и она должна сидеть тихо-тихо, чтобы и куры, утки, гуси так же спокойно сидели в своих гнёздах и вывели птенцов», — поделилась традициями празднования Пасхи сотрудники сельского клуба.
А в селе Калтаково отпраздновали марийский праздник Кугече («Великий день») — главный праздник весеннего календарного цикла, который отмечается через семь недель после праздника Уярня (Масленицы), как праздник весны, как момент наделения земли плодородной силой, хозяйства — благосостоянием, семьи — здоровьем.
Жители села наводили порядок в домах, накрывали нарядно-вышитыми платками подушки на кроватях, стулья, развешивали скатерти с узорами на печках, кроватях, стелили нарядные самодельные дорожки, и, самое главное, готовили поминальные столы.
«Поминальный стол представляет собой поверхность, накрытый скатертью. На скатерть ставится все то, что должны «попробовать» умершие: приготовленные 3 самых первых блина, отдельно сваренные вкрутую 5, 7 или 9 яиц, суп из круп, мясо. Готовят несколько (непарное количество) свеч. После установки поминовального стола, отламывая несколько кусочков с блина, поминают умерших, приговаривая «шужо»- чтоб «дошло» (до умерших)», — говорят жители села.
Представительство АНТ в Мензелинске